1С:Предприятие 8
Система программ

Как мы помогли логистической компании настроить маршруты поставок и переиграли Яндекс.Маршрутизацию

«КБ99» — официальный партнер компании «1С». Мы помогаем бизнесу автоматизировать процессы, чтобы рутинные задачи занимали меньше времени и сил. Например, мы помогли своему клиенту уменьшить время оформления ветеринарных справок с 8 часов до 30 минут.

Мы специализируемся на тонкой настройке системы «1С» — адаптируем стандартные модули под бизнес-процессы клиента. Из коробки «1С» решает большинство задач предпринимателей, мы же настраиваем систему таким образом, чтобы она закрывала потребности конкретного бизнеса, которые невозможно учесть при разработке стандартного модуля.

Как мы помогли логистической компании настроить маршруты поставок и переиграли Яндекс.Маршрутизацию

«1С» — это открытая система, которую можно адаптировать под любой запрос бизнеса

Что хотел клиент

Перед Артуром — руководителем распределительного центра ДЦКО (Давлекановский Центр Комплексного Обслуживания) — стояла задача оптимизировать работу отдела логистики. Оператору центра нужно каждый день составлять индивидуальный маршрут для 15 машин, которые в сумме развозят продукты для 200–300 точек.

Наша задача — сделать так, чтобы оператору было проще работать: чтобы сотрудник мог составлять маршруты быстрее и не допускал ошибок. Это значит, что в системе должно быть удобно работать без лишних движений, например, по переносу данных в другую программу.

Задачу усложнял тот факт, что системе нужно учитывать личный опыт работы руководителя, а не опираться на работу алгоритмов. Машины закрепляются за определенным маршрутом, при этом у водителей за время работы складываются определенные отношения с контрагентами. Если водитель в хороших отношениях с товароведом, то разгрузка и подготовка документов пройдут быстрее, чем у другого водителя, предложенного алгоритмом.

Как мы помогли логистической компании настроить маршруты поставок и переиграли Яндекс.Маршрутизацию

Ларисе Ивановне нравится работать с Василием Петровичем. Он всегда делает ей комплименты и привозит вкусную шоколадку, так что его поставкой она занимается в первую очередь.

Как мы готовились к интеграции

Перед началом работы мы описали, как поняли задачу, и согласовали этот документ с Артуром. Дальше создали чат в «Вотсапе», где вели обсуждение деталей проекта и оперативно отвечали на вопросы. После этого подключили устройства клиента к программе «1С:Коннект», чтобы у нас была возможность удаленно подключаться к компьютерам компании, и установили для логистического отдела ДЦКО конфигурацию «1С:Управление Нашей Фирмой» в «1С:Фреш» в тестовом режиме.

Почему мы порекомендовали клиенту выбрать именно «1С Фреш»

«1С:Фреш» — та же программа, только в облаке. Ее не нужно устанавливать на компьютер, она работает через интернет. Как и прочие современные облачные решения, «1С:Фреш» позволяет подключаться с любого устройства и бесплатно получать обновления. 

Благодаря «1С:Фреш» сотрудники Артура получили возможность работать в программе даже со смартфонов, а компания сэкономила бюджет на покупке сервера.

Следующим шагом мы подготовили эскиз решения. Это своего рода MVP, т. е. минимальный набор функций, который уже решает задачу. Эскиз включает в себя три компонента: логику работы программы, интерфейсное решение и внешний вид готового документа.

Почему наше решение оказалось более эффективным, чем Яндекс.Маршрутизация

Изначально мы хотели настроить интеграцию с Яндекс.Маршрутами, но такое решение нам не подошло. Яндекс может оценить ситуацию на дорогах и рассчитать идеальное время для доставки. Это удобно, когда нужно доставлять посылки по разным адресам и быстро их отдавать, например, если заказы приходят с маркетплейса.

В нашем же случае машины ездят по одним и тем же точкам, а интервалы приемки составляют несколько часов: например, с 8:00 до 15:00. Если водитель приедет не в 8:00, а задержится на 15 минут, ничего страшного не случится. Поэтому мы можем пренебречь точным временем доставки.

Выгрузки из Яндекс.Маршрутизации сложно кастомизировать. Если мы получаем информацию из сервиса и загружаем ее в систему «1С», то не можем быстро скорректировать маршрут руками. Кроме того, чтобы иметь доступ к выгрузкам, сервис нужно ежемесячно оплачивать, а спрогнозировать окупаемость таких вложений сложно.

Как мы помогли логистической компании настроить маршруты поставок и переиграли Яндекс.Маршрутизацию

Алгоритмы Яндекса могут определить точное время доставки, но они не могут учесть человеческий фактор и контекст, когда люди долгое время работают друг с другом.

Как мы доработали маршруты поставок и сократили время на формирование маршрута до 30 минут

Прежде склад Артура работал в программе «БЭСТ» и по, его словам, это было мучением: накладные печатались без водителя, без номеров телефонов и марки автомобиля. Система не позволяла быстро составить маршрутный лист и свести данные в единую картину. Все это приводило к хаосу на складе — постоянным недостачам и невозможности проведения еженедельной инвентаризации.

«1С» из коробки уже могла готовить накладные. Нам осталось оптимизировать зоны доставки и приоритет поставок, чтобы сотрудникам ДЦКО было удобно работать с системой.

Зоны доставки. В стандартной конфигурации «1С:Управление нашей фирмой» есть возможность настроить зоны доставки, но эти зоны учитывают только контрагентов, а не грузополучателей. ДЦКО поставляет продукты для социальных объектов (школ, детских садов и т. д.), у одного контрагента есть несколько точек получателей. В «1С» из коробки адреса конкретных получателей привязать к маршруту нельзя, для этого нужно дорабатывать модуль.

Чтобы упростить работу, мы помогли операторам разделить контрагентов по зонам доставки и за каждой закрепили по машине. Внутри зон внесли адреса точек доставки, которые не зависели от контрагента. В итоге каждая зона доставки включает адреса только тех точек, которые к ней относятся. Это сократило количество возможных вариантов, благодаря чему логист стал работать быстрее и реже ошибаться. Время формирования маршрута уменьшилось с 4 часов до 30 минут.

Как мы помогли логистической компании настроить маршруты поставок и переиграли Яндекс.Маршрутизацию

Чтобы операторы меньше ошибались, мы сократили количество точек, которые можно выбрать

Приоритет поставки. После того как адреса появились в системе, нужно задать приоритет поставки: на какую точку везти продукты в первую очередь, на какую во вторую и т. д. Настроить приоритет поставки можно и в стандартном модуле. Однако на это оператор тратил большее количество времени: для каждой точки (напомним, что их около 200–300 в день) нужно установить вручную время поставки в отдельном окне, после чего система автоматически формирует маршрут на основе этих данных.

Мы упростили работу операторов. Приоритет доставки теперь настраивается интуитивно — достаточно мышкой перетянуть нужный адрес на то место, которое он должен занимать в порядке развоза.

Расставить приоритет поставок теперь не сложнее, чем разложить пасьянс «Косынку» — все работает при помощи перетаскивания

После интеграции мы обнаружили приятный бонус: оказывается, мы освободили не только время логиста, но и руководителя распределительного центра. Благодаря обновленной системе Артур стал меньше заниматься бумажной работой и исправлением ошибок сотрудников. Это позволяет ему больше времени заниматься своими управленческими обязанностями — контролировать поставки и принимать стратегические решения.

Самый важный элемент интеграции

Чтобы система заработала, недостаточно было внедрить ее технически. Важно было обучить людей пользоваться обновленным интерфейсом и объяснить, что сейчас работать стало быстрее и проще.

Для обучения мы выбрали одного ответственного сотрудника, который потом транслировал знания на весь отдел. Мы удаленно подключались к его рабочему столу и показывали кнопки, куда нажимать: как выбрать зону поставки и расставить приоритет развоза.

Как мы помогли логистической компании настроить маршруты поставок и переиграли Яндекс.Маршрутизацию

Старший оператор ДЦКО Ольга подключена по «1С-Коннект». Она внимательно смотрит, как работает интерфейс обновленной программы, так как на ней лежит ответственность обучения всех сотрудников отдела.

В чем сложность работы с кастомными решениями

Главная проблема доработанных решений — они слетают, когда выходит глобальное обновление. Разработчики компании «1С» переписывают код и меняют реквизиты стандартных модулей, из-за чего обновленная программа может конфликтовать с решениями, которые вам доработала компания-интегратор. Поэтому важно быть на связи с клиентом 24/7 и отрабатывать моменты, когда кастомные расширения слетают после обновления.

В работе с Артуром мы дважды столкнулись с обновлениями системы, после которых наши решения перестали корректно работать. Каждое обновление мы оперативно отработали: внесли нужные изменения в код и отправили на аудит. Пришлось поработать сверхурочно и в выходные, зато бизнес клиента не простоял из-за технического сбоя ни дня.

Как мы помогли логистической компании настроить маршруты поставок и переиграли Яндекс.Маршрутизацию

Результат и отзыв клиента

Мы помогли Артуру навести порядок в документах. После интеграции в системе легко сформировать маршрутный лист, сводный лист склада и водителя. Благодаря этому стала возможной еженедельная инвентаризация, а операторы могут в тот же день исправлять документы и отправлять их водителям.

В результате теперь на складе порядок: Артур всегда знает, какие продукты сейчас в избытке, а что нужно заказать. Это позволяет контролировать остатки и свести недостачи и пересорт к минимуму.

«С помощью одной программы мы смогли закрыть в отделе весь товарный учет и логистику. В „БЭСТЕ“ я мог до 4-х часов утра сидеть формировать маршруты. Все нужно было вбивать вручную: адреса поставок, вес груза и т. д.

Благодаря „1С Фреш“ и кастомным доработкам мы формируем маршрут за полчаса. И это стало настолько легко, что я просто показываю оператору нужные кнопки несколько раз, и он уже работает самостоятельно.

Теперь я могу не заниматься бумажной работой, а делать более полезные вещи для бизнеса. Спасибо команде „КБ99“ за профессионализм и проделанную работу!».
Артур — руководитель распределительного центра ДЦКО

За месяц мы оптимизировали работу отдела логистики. Запустились в феврале, в марте уже все шлифовали и вносили финальные штрихи. Интеграция прошла быстро благодаря вовлеченности руководителя в процесс. Артур был заинтересован в том, чтобы склад скорее начал работать в новой программе, и всячески этому способствовал: быстро согласовывал изменения и мотивировал операторов изучать «1С».

За время работы мы автоматизировали 5 рабочих мест: руководителя отдела, начальника склада, логиста и двух операторов. Первые результаты были видны уже через неделю. Мы до сих пор поддерживаем операторов, отвечаем на их вопросы и оперативно реагируем, если нужна помощь.


Автор:

Филипп Синявский